Повышение цен эксперты связывают с сокращением нормативов реализации топлива на бирже и уменьшением отгрузки на внутренний рынок

На Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) резко выросли цены на бензин. Только за 13 мая стоимость марки «Регуляр-92» увеличилась на 4,33% (с 42,396 тыс. до 44,232 тыс. руб. за т), а «Премиум-95» — на 4,42% (с 43,34 тыс. до 45,254 тыс. руб. за т), следует из результатов торгов. С начала же мая «Регуляр-92» подорожал на 10,85%, а «Премиум-95» — на 11,44%.

Повышение биржевых цен гендиректор «Аналитики товарных рынков» Михаил Турукалов связывает с сокращением объемов реализации бензина на СПбМТСБ и уменьшением отгрузки бензина на внутренний рынок в целом — с 630 тыс. т в неделю в марте до 408,5 тыс. т в неделю в течение последнего месяца.

«Завершение периода федеральных нерабочих дней 11 мая дает надежду на начало восстановления спроса на моторные топлива в России уже в текущем месяце, но по факту насыщать спрос оказалось нечем: нефтяные компании резко снизили производство бензина и по-прежнему отгружают крупные объемы товара на экспорт», — пояснил РБК Турукалов.

Президент Независимого топливного союза Павел Баженов полагает, что причиной роста цен стали действия правительства России, отказавшегося отменять демпфирующий механизм, из-за которого нефтепереработка в условиях падающего спроса и действовавших ранее биржевых нормативов реализации терпела существенные убытки. К числу таких мер Баженов отнес снижение нормативов обязательной продажи нефтепродуктов на бирже для производителей — соответствующий совместный приказ Федеральной антимонопольной службы (ФАС) и Минэнерго был подписан 30 апреля. Норматив продажи бензина на период до 30 июня снижен с 10 до 5% от объема его производства, дизельного топлива — с 6 до 3%. В ФАС сочли, что временное снижение нормативов позволит стабилизировать ситуацию и обеспечить баланс спроса и предложения на рынках нефтепродуктов.

«На снижение нормативов накладывается также медленное восстановление спроса. Все это и увеличивает оптовые цены. Тем не менее я бы не стал ожидать дальнейшего стремительного роста, который бы транслировался в розницу. Ситуация будет стабильно плохой для потребителя, чьи реальные доходы снижаются, и для отрасли, находящейся в шоковом состоянии. Единственный выгодополучатель — бюджет», — отметил Баженов.

Документ начал готовиться, когда из-за падения спроса на топливо, вызванного введенным во многих регионах режимом самоизоляции, биржевые цены на него упали. Как подсчитывали эксперты «Аналитика товарных рынков», в результате нефтяники начали продавать бензин на бирже себе в убыток. Так, с 1 по 20 апреля АИ-92 подешевел в европейской части России на 14,1%, до 35,7 тыс. руб. за т на СПбМТСБ, привел расчеты гендиректор «Аналитики товарных рынков» Михаил Турукалов.

Однако только в ожидании введения запрета на импорт топлива и решения властей по снижению обязательных биржевых продаж с 21 по 28 апреля бензин АИ-92, по расчетам Турукалова, подорожал на 12,8%, до 40,4 руб. за т. Из-за снижения нормативов реализации топлива на бирже, как говорит глава «Аналитики товарных рынков», на рынке может возникнуть его недостаток уже к июню. «Если май российский рынок в принципе может пройти более-менее спокойно за счет имеющихся запасов, то в июне принятые решения могут привести к скачку цен на топливо на фоне восстановления уровня спроса», — отмечает Турукалов.

«Даже плавный рост оптовых цен на топливо на бирже сейчас бьет по экономике розницы, снижая ее маржинальность, что в условиях упавших объемов продаж весьма неблагоприятно», — отмечает глава Независимого топливного союза Павел Баженов (объединяет владельцев АЗС и трейдеров).

Источник – РБК: https://www.rbc.ru/business/13/05/2020/5ebc0daa9a7947134ba46938

Leave A Reply